Правила общения с ребёнком в ситуации эмоционального переживания
Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребёнком. Как?».
Данные правила общения хороши с ребёнком, когда у него по каким-то причин «наполнен эмоциональный стакан», то есть он нуждается в сочувственном слушании. В этом случае недопустимы:
- Приказы и команды: «Сейчас же престань реветь!» (Ясно, что до сочувствия здесь далеко).
- Предупреждения и угрозы: «Ещё раз так скажешь, получишь!», «Будешь не случаться, запру в чулан!» (Нет понимания и нет желания понять. На первом месте – цель «навести порядок», а для этого припугнуть).
- Морали, нравоучения, проповеди: «Сколько раз тебе говорили, слушайся старших! Теперь пеняй на себя!» (В ответ на молчаливое переживание ребёнка: «И так тошно, а тут со своими моралями»).
- Критика, выговоры, обвинения: «Вечно ты влипаешь в истории!», «Такая дылда, а ума не набрался!» (щелчок по самолюбию ребёнка).
- Обзывания и высмеивания: «Плакса-вакса», «нытик», «Нельзя быть таким ослом!», «Смотрите-ка, нашего Эйнштейна не оценили!» (нельзя приклеивать ярлыки, а шутить лучше теплее).
- Догадки и интерпретации: «Ты злишься, потому что у тебя самого ничего не получается», «Ты, наверное, поругался со своей девочкой, вот и киснешь». (В этих фразах – отстранённое суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их «вычисляют»).
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Ничего, пройдёт», «я тебя понимаю, но не стоит так сокрушаться», «Это пустяки», «У меня тоже так было – и ничего, выжил». (Вместо того, чтобы разделить переживания, «сочувствующий» принижает или обесценивает его чувства. Это несправедливо и обидно).