+7 (8182) 223092
версия для слабовидящих

Новости

Советы логопеда

Развитие речевого дыхания

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Расскажите короткий рассказ, историю.  Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще

Роль артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для дальнейшего обучения ребёнка в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому рекомендуют заботиться о правильности речи ребенка как можно раньше. Однако в последние годы наметилась тенденция к увеличению не только детей           с нарушенным звукопроизношением. Резко возросло количество нарушенных звуков у одного ребенка, если раньше это 2-3 звука максимум, то сейчас до 9-10 звуков, которые или отсутствуют полностью в речи или искажено их звучание или заменяется на другой, более лёгкий по артикуляции звук. Даже З, С  и Ч, которые являются звуками раннего речевого онтогенеза.
Увеличивается число  родителей, которым нет времени заниматься с собственными детьми, до школы лишь 20-30 % получают логопед. помощь. И даже в школе, когда даем домашнее задание, занимаются единицы. Из тех детей, у кого выявлена дизартрия и сложная дислалия, до сих пор никто из родителей не удосужился пройти с ребенком  хотя бы один курс необходимых физиопроцедур.

     Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

      Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

      Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата при произнесении определенного звука. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Подвижность губ, мягкого неба также играет роль в образовании звуков.

       При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

      Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков –фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;

она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.  Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка.

Для каждого ребенка подбирается комплекс упражнений  индивидуально.

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы –«Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых  занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить  количество повторений до 15 –20, а при условии коротких перерывов – и более.

Взрослый  должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.  Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.  Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой,  вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для  красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.                                                                                                          

Например, упр.

 Чищу зубки, чищу зубки

 Чтоб они блестели, 

Чтоб они белели

И никогда у нас не болели!

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ...

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.

  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  4. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 Упражнения для губ и языка

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.5-10 секунд

2. Хоботок (Трубочка).  Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик.  Губы в улыбке напряжены, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны полностью. 

4. Бублик (Рупор).  Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.  Чередование положений губ.

6. Кролик.  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

8. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 

9. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

10. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

11. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 

12. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  

13. Лошадка.  Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

14. Дятел. Широко открыть рот и не закрывать! Произносить Д-Д-Д отрывисто (звук один, не ДЭ и т,д.)

16. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 

17. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

18. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

19. Накажем  непослушный язычок. Рот открытым держать и не закрывать. Язык высунуть, положить на нижнюю губу и шлёпать по нему  верхней губой. Язык внутрь не убирать.