Описание образовательной программы
1. Адаптированная основная образовательная программа (АООП) – нормативно – правовой документ, определяющий образовательные услуги, предоставляемые государственным бюджетным образовательным учреждением Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» VIII вида г. Архангельска.
Образовательная программа считается адаптированной, так как разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и потенциала.
2. |
Нормативно-правовые основания разработки и реализации программы: |
− |
Конституция РФ (ст.43,44); |
− |
Федеральный закон РФ №273-ФЗ (пункт 6 ч.3 ст.28) от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; |
− |
приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; приложение к приказу – базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант); |
− |
приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» |
− |
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» |
− |
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект" |
− |
Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» |
− |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993); |
− |
Устав учреждения; |
Образовательная деятельность осуществляется на основании Свидетельства о государственной аккредитации № 2779 от 15 марта 2011 года.
В учреждении обучаются учащиеся, имеющие клиническое состояние по шифру МКБ: F70, F71, . Среди обучающихся на 1 сентября детей – инвалидов - 82 обучающихся.
Кроме основного заболевания имеется целый ряд осложнений, сопутствующих заболеваний.
Цель и задачи образовательного процесса.
Цель – создание комплекса условий для коррекции и развития обучающихся средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности; создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей формирование навыков адаптивного поведения учащихся с ограниченными возможностями школы VIII вида, и освоение ими коммуникативного поведения, способствующих их социальной абилитации.
Задачи:
- освоение элементарных знаний в образовательных областях, как письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, естествознание; искусство, профессионально - трудовое обучение
- овладение умениями применять полученные в процессе обучения знания для общения, самоорганизации и дальнейшего включения в трудовую деятельность;
- развитие и коррекция познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе овладения речью, усвоения количественных, пространственных и временных представлений, изучения элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и его здоровье, сообщения элементарных географических знаний; - воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, к человеку, как части этого мира, к труду, как способу самореализации человека в обществе;
- использование приобретенных в процессе обучения знаний и умений для самостоятельной жизни в обществе и овладения профессиональными приемами труда по выбранной специальности.
Основные требования к результатам освоения программы.
Обучающиеся по окончании учреждения должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем подготовки , необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.
Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения:
- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
- уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;
- знать основополагающие статьи Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного, административного права ;
- читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы, выдержки из газет и журналов о современной общественной жизни страны;
- - владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.
У выпускника школы должны быть достаточно развиты умения по охране своего здоровья, привычки к здоровому образу жизни, сформировано осмысление необходимости трудиться, овладевать профессией в дальнейшей жизни. Выпускник должен осознавать себя как гражданина общества, знать свои права и обязанности.
Профессионально – трудовая подготовка заканчивается государственной итоговой аттестацией, которая состоит из выполнения теоретической и практической части в пределах требований программы по соответствующим профилям профессионально – трудового обучения
Выпускники должны знать:
- устройство орудий труда;
- свойства материалов;
- основные технологические операции.
Выпускники должны уметь самостоятельно:
- ориентироваться в задании;
- планировать ход изготовления изделия;
- качественно выполнять работу;
- контролировать результаты работы и давать отчёт о ходе её выполнения.
Сроки освоения основной образовательной программы по этапам образования.
|
Наименование |
Уровень |
Нормативный срок освоения |
1. |
Программа 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости) |
Специальное (коррекционное) образование |
4 года |
2. |
Программа 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости) |
Специальное (коррекционное) образование |
5 лет |
3. |
Программа 10 –11(12) классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости) |
Специальное (коррекционное) образование |
2 года ( 3 года) |
4. |
Программы обучения умственно отсталых детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по индивидуальному образовательному маршруту |
Специальное (коррекционное) образование |
9 (10\11\12)лет |
5 |
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-12 классы) для учащихся, находящихся на надомном обучении |
Специальное (коррекционное) образование |
9 (10\12 лет)лет |
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
начальное общее образование 1-4 класс
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
9. Краткая характеристика организационно-педагогических условий реализации программы.
Учреждение осуществляет образовательный процесс , основываясь на федеральных, региональных документах, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом учебного плана , учебно- календарного графика учреждения, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная направленность обучения строится с учетом формы клинического состояния, структуры дефекта и направлена на выявление и использование потенциальных возможностей обучающегося, развитие его когнитивной деятельности и социальную адаптацию в общество и в обществе.
Срок обучения в учреждении по основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет 9-10 (11\12)лет. Учебный план составлен на пятидневную неделю для учащихся 1-5 классов и учащихся с умеренной умственной отсталостью и на шестидневную учебную неделю для учащихся 6-10(11) классов.
В 1 – 7 классах при освоении образовательных программ начального общего образования осуществляется психолого– медико – педагогическое изучение личности обучающегося; выявление его возможностей, индивидуальных особенностей; формирование навыков учебной деятельности, самостоятельности; работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в когнитивной, эмоционально-волевой сферах. Содержание программы базируется на Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 - 4 классы, под редакцией В.В. Воронковой М., «Просвещение», 2010 г;
В 9 классах обучающиеся получают основное общее образование по предметам учебного плана. Обучение имеет коррекционно-практическую направленность и соответствует психофизическим возможностям обучающихся. Образование имеет профильную направленность. На уроках технологии обучающиеся получают навыки самостоятельной работы по трудовым профилям. (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы, под редакцией В.В. Воронковой М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
В 10 – 11(12) классах обучающиеся получают основное общее образование по предметам учебного плана. Практика работы современной коррекционной школы VIII вида показывает, что при обязательном 9-летнем сроке обучения не все ее ученики могут успешно трудоустроится и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками, также немаловажным фактором стало то, что на протяжении 5-6 лет учреждения НПО сократили срок обучения ( 2 года) до 10 месяцев, что крайне недостаточчно для выпускников после девятилетнего обучения. Углубленная трудовая подготовка дает возможность за 2(3) года возможность получить более глубокие профессиональные знания и умения, сократить сроки адаптации в учреждениях НПО, создает предпосылки для достижения большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни. Образование имеет профильную направленность. На уроках технологии обучающиеся получают навыки самостоятельной работы по трудовым профилям. Используется программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы, под редакцией В.В. Воронковой М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
Программно-методическое обеспечение по предметам, входящим в учебный план 10-11(12) классов составлено с использованием следующих сборников:
- Новая модель обучения в специальной( коррекционной) школе VIII вида ( под редакцией А.М. Щербаковой )
- Программно-методическое обеспечение для учащихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой св специальном( коррекционном) образовательном учрежденииVIII вида.- М., 2004 г.
- Содержание программ адаптировано педагогами к возможностям учащихся.
В образовательной организации трудовая подготовка осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей и интересов обучающихся, исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. Начало профессионально - трудового обучения обучающихся начинается с 4 класса
Учебные нагрузки обучающихся определяются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Ежедневное количество, последовательность уроков, дополнительных занятий определяется расписанием, утвержденным руководителем учреждения.
В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся в учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Расписание и содержание коррекционных занятий определяется с учетом индивидуально – типологических особенностей и возможностей каждого обучающегося и обучающихся класса, с учетом расписания уроков.
Дополнительное образование обучающихся в учреждении организуется через работу кружков.
10. Система оценивания результатов освоения АООП.
Диагностика образовательного процесса:
1.Диагностика качества обученности и обучаемости по предметам, уровня воспитанности, коррекции и развития.
2.Диагностика речевого развития.
3.Диагностика познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
4. Диагностика профессиональных возможностей, намерений обучающихся по трудоустройству, готовности продолжить обучение в учреждениях НПО, к труду и самостоятельной жизни.
Система разных форм контроля и учета знаний обучающихся:
- Текущий контроль
- Промежуточный и итоговый контроль
- Административный контроль
- Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании 9, 10/11(12) класса. Обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают свидетельства об обучении.
Порядок проведения аттестации утверждается педагогическим советом согласно Положению «О порядке, периодичности и формах текущего контроля» и Положению «О промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»