+7 (8182) 223092
версия для слабовидящих

Новости

Описание образовательной программы

1. Адаптированная  основная образовательная программа (АООП) – нормативно – правовой документ, определяющий образовательные услуги, предоставляемые государственным бюджетным образовательным учреждением Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»  VIII вида г. Архангельска. 

Образовательная программа считается адаптированной, так как разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их  индивидуальных   особенностей, возможностей и потенциала.

 

2.

Нормативно-правовые основания разработки и реализации программы: 

Конституция РФ (ст.43,44);

Федеральный закон РФ  №273-ФЗ (пункт 6 ч.3 ст.28) от 29.12.2012г. «Об образовании в    Российской Федерации»;

приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;   приложение к приказу – базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант);

приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных

(коррекционных) образовательных учреждений  I-VIII  видов»

Письмо Министерства образования Российской Федерации   от 3 апреля 2003 г.

№27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект"

Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011

№ 19993);

Устав   учреждения;

Образовательная деятельность осуществляется на основании Свидетельства о государственной аккредитации  № 2779 от 15 марта 2011 года.

 В  учреждении обучаются учащиеся, имеющие клиническое состояние по шифру МКБ:  F70, F71, . Среди обучающихся на 1 сентября    детей – инвалидов - 82 обучающихся.

Кроме основного заболевания имеется целый ряд осложнений, сопутствующих заболеваний.  

Цель и задачи образовательного процесса.

Цель –  создание  комплекса условий для коррекции и  развития обучающихся средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности; создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей формирование навыков адаптивного поведения учащихся с ограниченными возможностями школы VIII вида, и освоение ими коммуникативного поведения, способствующих их социальной абилитации.

Задачи:

-  освоение элементарных знаний в образовательных областях, как письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, естествознание; искусство, профессионально - трудовое обучение

-  овладение умениями применять полученные в процессе обучения знания для общения, самоорганизации и дальнейшего включения в трудовую деятельность;

-  развитие и коррекция познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе овладения речью, усвоения количественных, пространственных и временных представлений, изучения элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и его здоровье, сообщения элементарных географических знаний; - воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, к человеку, как части этого мира, к труду, как способу самореализации человека в обществе;

-  использование приобретенных в процессе обучения знаний и умений для самостоятельной жизни в обществе и овладения профессиональными приемами труда по выбранной специальности.

Основные требования к результатам освоения программы. 

Обучающиеся по окончании   учреждения должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем  подготовки , необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения:

-  владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;

-  уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;

-  знать основополагающие статьи Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного, административного права ;

-    читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы,  выдержки из газет и журналов о современной общественной жизни страны;

-   - владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.

У выпускника школы должны быть достаточно развиты умения по охране своего здоровья, привычки к здоровому образу жизни, сформировано осмысление необходимости трудиться, овладевать профессией в дальнейшей жизни. Выпускник должен осознавать себя как гражданина общества, знать свои права и обязанности.

Профессионально – трудовая  подготовка заканчивается государственной итоговой аттестацией, которая состоит из выполнения теоретической и практической части в пределах требований программы по соответствующим профилям профессионально – трудового обучения

     Выпускники должны знать:

-  устройство орудий труда;

-  свойства материалов;

-  основные технологические операции.     

  Выпускники должны уметь самостоятельно:

-  ориентироваться в задании;

-  планировать ход изготовления изделия;

-  качественно выполнять работу;

-  контролировать результаты работы и давать отчёт о ходе её выполнения.    

                                        Сроки освоения основной образовательной программы по этапам образования.

 

 

       Наименование

       Уровень

Нормативный срок 

         освоения

1.

Программа 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости)

Специальное

(коррекционное) образование

 

4 года

2.

Программа 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости)

Специальное

(коррекционное) образование

 

5 лет

3.

Программа 10 –11(12) классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости)

Специальное

(коррекционное) образование

 

2 года ( 3 года)

4. 

Программы обучения умственно отсталых детей с тяжелыми множественными нарушениями

развития  по индивидуальному образовательному маршруту

Специальное

(коррекционное) образование

9 (10\11\12)лет

5

Программа специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-12 классы) для учащихся, находящихся на надомном обучении

Специальное

(коррекционное) образование

 

9 (10\12 лет)лет

 

 

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой 

начальное общее образование 1-4 класс

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой




 

9. Краткая характеристика организационно-педагогических условий реализации программы.

 

Учреждение осуществляет образовательный процесс , основываясь на федеральных, региональных документах, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом учебного плана , учебно- календарного графика учреждения, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная направленность обучения строится с учетом формы клинического состояния, структуры дефекта и направлена на выявление и использование потенциальных возможностей обучающегося, развитие его когнитивной деятельности и социальную адаптацию в общество и в обществе.

 Срок обучения в учреждении по  основным образовательным  программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  составляет 9-10 (11\12)лет. Учебный план составлен на пятидневную неделю для учащихся 1-5 классов и учащихся  с умеренной умственной отсталостью и на шестидневную учебную неделю для учащихся 6-10(11) классов. 

 В 1 – 7 классах при освоении образовательных  программ  начального общего образования осуществляется  психолого– медико – педагогическое изучение личности обучающегося; выявление его возможностей, индивидуальных особенностей; формирование навыков учебной деятельности, самостоятельности; работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в когнитивной, эмоционально-волевой сферах. Содержание программы базируется на Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 - 4 классы,  под редакцией  В.В. Воронковой М., «Просвещение», 2010 г;

 В  9 классах обучающиеся получают основное общее образование  по  предметам учебного плана. Обучение имеет коррекционно-практическую направленность и соответствует психофизическим возможностям обучающихся.  Образование имеет профильную направленность. На уроках технологии обучающиеся получают навыки самостоятельной работы по трудовым профилям. (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы,  под редакцией В.В. Воронковой  М.,  Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.

В 10 – 11(12) классах обучающиеся получают основное общее образование  по  предметам учебного плана. Практика работы современной коррекционной школы VIII вида  показывает, что при обязательном 9-летнем сроке обучения не все ее ученики могут успешно трудоустроится и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками, также немаловажным фактором стало то, что на протяжении 5-6 лет  учреждения НПО сократили срок обучения ( 2 года) до 10 месяцев, что крайне недостаточчно  для выпускников после девятилетнего обучения. Углубленная трудовая подготовка дает возможность   за 2(3) года  возможность получить более глубокие профессиональные знания и умения, сократить сроки адаптации в учреждениях НПО, создает предпосылки для достижения большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни. Образование имеет профильную направленность. На уроках технологии обучающиеся получают навыки самостоятельной работы по трудовым профилям. Используется  программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы,  под редакцией В.В. Воронковой  М.,  Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.

Программно-методическое обеспечение  по предметам, входящим в учебный план 10-11(12) классов составлено с использованием следующих сборников:

  1. Новая модель обучения в специальной( коррекционной) школе VIII вида ( под редакцией А.М.  Щербаковой )
  2. Программно-методическое обеспечение для учащихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой св специальном( коррекционном) образовательном учрежденииVIII  вида.- М., 2004 г.
  3.  Содержание программ адаптировано педагогами к возможностям учащихся.

В образовательной организации трудовая подготовка осуществляется  с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей и интересов обучающихся, исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. Начало   профессионально - трудового обучения   обучающихся  начинается с  4 класса 

Учебные нагрузки обучающихся определяются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Ежедневное количество, последовательность уроков, дополнительных занятий  определяется расписанием, утвержденным руководителем  учреждения.

В целях коррекции  отклонений в развитии обучающихся в учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Расписание и содержание  коррекционных занятий определяется с учетом индивидуально – типологических особенностей и возможностей  каждого обучающегося и обучающихся класса, с учетом расписания  уроков.

Дополнительное образование обучающихся в учреждении организуется через  работу  кружков.

 

10. Система оценивания результатов освоения АООП.

 Диагностика образовательного процесса:

1.Диагностика качества обученности и обучаемости по предметам, уровня воспитанности, коррекции и развития.

 2.Диагностика речевого развития.

3.Диагностика познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, качеств личности.

4.         Диагностика             профессиональных возможностей,          намерений     обучающихся            по трудоустройству, готовности продолжить обучение в учреждениях НПО,  к труду и самостоятельной жизни.

Система разных форм контроля и учета знаний обучающихся:

  1. Текущий контроль
  2. Промежуточный и итоговый контроль
  3. Административный контроль
  4. Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании 9, 10/11(12) класса. Обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают свидетельства об обучении.

Порядок проведения аттестации утверждается педагогическим советом согласно Положению «О порядке, периодичности и формах текущего контроля» и Положению «О промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»