Описание образовательной программы
1. Адаптированная основная образовательная программа (АООП) – нормативно – правовой документ, определяющий образовательные услуги, предоставляемые государственным бюджетным образовательным учреждением Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» VIII вида г. Архангельска.
Образовательная программа считается адаптированной, так как разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и потенциала.
2. |
Нормативно-правовые основания разработки и реализации программы: |
|
− |
Конституция РФ (ст.43,44); |
|
− |
Федеральный закон РФ №273-ФЗ (пункт 6 ч.3 ст.28) от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; |
|
− |
приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; приложение к приказу – базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант); |
|
− |
приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» |
|
− |
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» |
|
− |
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект" |
|
− |
Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» |
|
− |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993); |
|
− |
Устав учреждения; |
|
Образовательная деятельность осуществляется на основании Свидетельства о государственной аккредитации № 2779 от 15 марта 2011 года.
- Срок реализации АООП – 2015-2016 учебный год.
- АООП разработана заместителем директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ АО « Соломбальская СКОШИ», обсуждена на педагогическом совете от 28 августа 2015 года (протокол № 1), принята решением педагогического совета № 1 от 28.08.2015(Протокол № 1) и утверждена Приказом № 136-о от 31.08.2015 г.
- Характеристика контингента обучающихся:
- Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» п.22: численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должна превышать 15 человек;
- В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 03.04.2003г № 27/2722-6 « Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» установлена наполняемость класса для детей со сложным дефектом – 5 человек.
На 1 сентября 2015 года количество обучающихся - 158 человек. Общее количество классов – 14, из них классов начального обучения – 6, старших классов – 8 . Классов для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости – 9, классов для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости - 4.
Количество обучающихся по классам:
1 «А» класс - 14 человек
1 «Б» класс - 7 человек
2 «А» класс – 13 человек
2 «Б» класс – 12 человек
3 класс – 13 человек
4класс -13человек
ИТОГО в классах начального обучения: 72 человека
5 класс – 11 человек
6»А» класс -9
6«Б» класс – 10 человек
6»В» класс – 9 человек
7 класс – 15 человек
9 «А» класс – 10 человек
9«Б» класс - 9 человек
10\11класс -11
ИТОГО в классах основного обучения: 84 человек
Всего обучающихся – 158 человек
В учреждении обучаются учащиеся, имеющие клиническое состояние по шифру МКБ: F70, F71, . Среди обучающихся на 1 сентября детей – инвалидов - 82 обучающихся.
Кроме основного заболевания имеется целый ряд осложнений, сопутствующих заболеваний.
6. Цель и задачи образовательного процесса.
Цель – создание комплекса условий для коррекции и развития обучающихся средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности; создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей формирование навыков адаптивного поведения учащихся с ограниченными возможностями школы VIII вида, и освоение ими коммуникативного поведения, способствующих их социальной абилитации.
Задачи:
- освоение элементарных знаний в образовательных областях, как письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, естествознание; искусство, профессионально - трудовое обучение
- овладение умениями применять полученные в процессе обучения знания для общения, самоорганизации и дальнейшего включения в трудовую деятельность;
- развитие и коррекция познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе овладения речью, усвоения количественных, пространственных и временных представлений, изучения элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и его здоровье, сообщения элементарных географических знаний; - воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, к человеку, как части этого мира, к труду, как способу самореализации человека в обществе;
- использование приобретенных в процессе обучения знаний и умений для самостоятельной жизни в обществе и овладения профессиональными приемами труда по выбранной специальности.
7. Основные требования к результатам освоения программы.
Обучающиеся по окончании учреждения должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем подготовки , необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.
Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения:
- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
- уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;
- знать основополагающие статьи Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного, административного права ;
- читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы, выдержки из газет и журналов о современной общественной жизни страны;
- - владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.
У выпускника школы должны быть достаточно развиты умения по охране своего здоровья, привычки к здоровому образу жизни, сформировано осмысление необходимости трудиться, овладевать профессией в дальнейшей жизни. Выпускник должен осознавать себя как гражданина общества, знать свои права и обязанности.
Профессионально – трудовая подготовка заканчивается государственной итоговой аттестацией, которая состоит из выполнения теоретической и практической части в пределах требований программы по соответствующим профилям профессионально – трудового обучения
Выпускники должны знать:
- устройство орудий труда;
- свойства материалов;
- основные технологические операции.
Выпускники должны уметь самостоятельно:
- ориентироваться в задании;
- планировать ход изготовления изделия;
- качественно выполнять работу;
- контролировать результаты работы и давать отчёт о ходе её выполнения.
Сроки освоения основной образовательной программы по этапам образования.
|
Наименование |
Уровень |
Нормативный срок освоения |
1. |
Программа 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости) |
Специальное (коррекционное) образование |
4 года |
2. |
Программа 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости) |
Специальное (коррекционное) образование |
5 лет |
3. |
Программа 10 –11(12) классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (легкая степень умственной отсталости) |
Специальное (коррекционное) образование |
2 года ( 3 года) |
4. |
Программы обучения умственно отсталых детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по индивидуальному образовательному маршруту |
Специальное (коррекционное) образование |
9 (10\11\12)лет |
5 |
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-9 классы) для учащихся, находящихся на надомном обучении |
Специальное (коррекционное) образование |
9 (10\12 лет)лет |
8. Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
Начальное общее образование
1-4 класс
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
ГБОУ АО «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
1 – 4 классы
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 0 - 4 классы, под редакцией В.В. Воронковой
М., «Просвещение», 2010 г.
№ п/п |
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу |
Количество обучающихся, изучающих дисциплину |
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов |
Коли-чество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Русский язык |
74 |
Якубовская Э.В. Русский язык 2 класс Просвещение , 2009 ,2013 |
18\7 |
|
Воронкова В.В. Русский язык 2 класс - М., Владос, 2003 |
22 |
|||
Аксенова А.К. Русский язык 3 класс - М., Просвещение, 2011 |
28 |
|||
Аксенова А.К. Читай , думай. Рабочая тетрадь 3 класс В 2- ч. Ч.1,2- М., Просвещение, 2008 |
2 |
|||
Аксенова А.К. Русский язык 4 класс - М., Просвещение, 2009,2012 |
11\24 |
|||
|
|
|
Аксенова А.К. Читай , думай. Рабочая тетрадь 3 класс В 2- ч. Ч.1,2- М., Просвещение, 2008 |
4 |
|
|
|
Аксенова А.К. Читай , думай. Рабочая тетрадь 4 класс В 2- ч. Ч.1,2- М., Просвещение, 2008 |
2 |
Чтение |
73 |
Воронкова В.В. Букварь 1 класс – М., Просвещение, 2012.2013 |
35 |
|
Воронкова В.В. Тетрадь по обучению грамоте. 1 класс М., Просвещение, 2008 |
1 |
|||
Воронкова В.В. Чтение 2 класс – М., Владос, 2003 |
20 |
|||
Ильина С.Ю. Чтение 2 класс – Спб., Просвещение, 2011 |
29 |
|||
Смирнова З.Н. Чтенияе3 класс – М., Просвещение, 2007,2009 |
23 |
|||
Воронкова В.В. Чтение 3 класс – М., Владос, 2004 |
9 |
|||
Смирнова З.Н. Чтение 4 класс – М., Просвещение, 2010,2012 |
12\15 |
|||
Воронкова В.В. Чтение 4 класс – М., Владос, 2003 |
10 |
|||
|
|
|
Алышева Т.В. Эк В.В. подг. Класс .Сравниваем, считаем. Рабочая тетрадь в 2-х ч. М., Просвещение, 2007 |
1 |
Математика |
74 |
Алышева Т.В. Математика 1 класс Учебник для спец. ( кор.) общ.8 вида в 2-х ч. Ч.1,2 М., Просвещение, 2010,2011 |
25 |
|
Алышева Т.В. Математика 2 класс Учебник для спец. ( кор.) общ.8 вида в 2-х ч. Ч.1,2 М., Просвещение, 2011 |
39 |
|||
Эк В.В. Математика 3 класс – М., Просвещение, 2007,2013, 2015 |
28 |
|||
Музыка |
74 |
- |
|
|
ИЗО |
74 |
- |
|
|
Физкультура |
74 |
- |
|
|
Трудовое обучение |
|
Журавлев Б.Н. Столярное дело 4 класс – М., Просвещение, 1991 |
10 |
|
|
|
|
Кузнецова Л.А. Технология .1 класс .Ручной труд СПб Просвещение , 2011 |
15 |
Кузнецова Л.А. Технология .1 класс .Ручной труд Рабочая тетрадь В 2-х ч. Ч.1,2 СПб Просвещение , 2011 |
2 |
|||
Кузнецова Л.А. Технология . 2 класс .Ручной труд В 2-х ч. Ч.1,2 СПб Просвещение , 2011 |
16 |
|||
Кузнецова Л.А. Технология .1 класс .Ручной труд Рабочая тетрадь В 2-х ч. Ч.1,2 СПб Просвещение , 2012 |
1 |
|||
Кузнецова Л.А. Технология . 3 класс .Ручной труд В 2-х ч. Ч.1,2 СПб Просвещение , 2012 |
16 |
|||
Кузнецова Л.А. Технология . 4 класс .Ручной труд В 2-х ч. Ч.1,2 СПб Просвещение , 2012 |
12 |
|||
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
73 |
Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс |
14 |
|
Кудрина С.В. Окружающий мир 2 класс |
14 |
|||
Кудрина С.В. Окружающий мир 3 класс |
13 |
|||
Кудрина С.В. Окружающий мир 4 класс |
13 |
|||
Логопедические занятия |
74 |
- |
|
|
ЛФК |
74 |
- |
|
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
74 |
- |
|
|
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
|
- |
|
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
5 – 9 классы
Программы специальных ( коррекционных)образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: в 2 сб. Под редакцией В.В. Воронковой.- М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 201г.
№ п/п |
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу |
Количество обучающихся, изучающих дисциплину |
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов |
Коли-чество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Русский язык |
73 |
Галунчикова Н.Г. Русский язык 5 класс – М., Просвещение, 2008 2013 |
22 |
|
Якубовская Э.В. Русский язык.5 кл. Рабочая тетрадь М. Просвещение 2010 |
1 |
|||
Галунчикова Н.Г. Русский язык 6 класс – М., Просвещение, 2004 |
30 |
|||
Якубовская Э.В. Русский язык.6 кл. Рабочая тетрадь М. Просвещение 2010 |
1 |
|||
Галунчикова Н.Г., Якубовсакая Э.В. Рабочая тетерадь по русскому языку. Учебное пособие.5-9 класс №1 Состав слова №2 Имя существительное №3 Имя прилагательное №4 Глагол
|
12 12 12 12 |
|||
Галунчикова Н.Г. Русский язык 7 класс – М., Просвещение, 2006 2013 |
24 |
|||
Галунчикова Н.Г. Русский язык 8 класс – М., Просвещение, 2005 |
24 |
|||
Галунчикова Н.Г. Русский язык 9 класс – М., Просвещение, 2006 2013 |
28 |
|||
Чтение |
55 |
Малышева З.Ф. Чтение 5 класс – М., Просвещение, 2006 2010 |
23 |
|
Бгажнокова И.М. Книга для чтения 6 класс –М., Просвещение, 2006 |
20 |
|||
Аксенова Н.К. Чтение 7 класс – М., Просвещение, 2006 |
24 |
|||
Малышева З.Ф. Чтение 8 класс – М., Просвещение, 2006 |
26 |
|||
Аксенова Н.К. Чтение 9 класс – М., Просвещение, 2006 |
30 |
|||
Математика |
73 |
Перова М.Н. Математика 5 класс – М., Просвещение, 2002 Перова М.Н. Математика 5 класс – М., Просвещение, 2011 2015
|
21 |
|
Капустина Г.М. Математика 6 класс – М., Просвещение, 2006 2013 |
34 |
|||
Перова М.Н. Яковлева К.М. Математика . Рабочая тетрадь. 6 класс М. Просвещение, 2009 |
1 |
|||
Алышева Т.В. Математика 7 класс – М., Просвещение, 2006 Алышева Т.В. Математика 7 класс – М., Просвещение, 2012
|
30 |
|||
Алышева Т.В. Математика . Рабочая терадь 7 класс – М .,Просвещение, 2006 |
1 |
|||
Эк В.В. Математика 8 класс – М., Просвещение, 2013 |
24 |
|||
Алышева Т.В. Математика . Рабочая терадь 8 класс – М .,Просвещение, 2006 |
1 |
|||
Перова М.Н. , Яковлева И.М. Математика . Рабочая тетерадь 9 класс – М., Просвещение, 2006
|
1 |
|||
Антропов А.П. Ходат А.Ю. Математика 9 классМ., Просвещение 2008 |
22 |
|||
Перова М.Н. Математика 9 класс – М., Просвещение, 2004
Перова М.Н. Математика 9 класс – М., Просвещение, 2012 2013
|
27 |
|||
Природоведение |
- |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение М., Просвещение, 2011 2014 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа 6 класс – М., Просвещение,2009 2011 |
19\5 |
|
Биология |
73 |
Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа 6 класс рабочая тетрадь– М., Просвещение,2011 |
2 |
|
Клепинина З.А. Биология. Растения 7 класс – М., Просвещение, 2006 2012 |
24 |
|||
Клепинина З.А. Растения . Бактерии 7 класс – М., Просвещение, 2005 |
2 |
|||
Никишов А.И. Биология. Животные 8 класс – М., Просвещение, 2006 |
24 |
|||
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология.. Человек. М., Просвещение, 2010 |
25 |
|||
География |
73 |
Лифанова Т.М. Начальный курс физической географии 6 класс – М., Просвещение, 2006 |
26 |
|
Лифанова Т.М. География России 7 класс – М., Просвещение, 2004 |
25 |
|||
География Архангельской области. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных школ/Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой – М., СпортАкадемПресс, 2001 |
18 |
|||
Лифанова Т.М. География материков и океанов 8 класс– М., Просвещение, 2008 |
28 |
|||
Лифанова Т.М. География материков и океанов 8 класс рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2004 |
1 |
|||
Лифанова Т.М. География материков и океанов государства Евразии 9 класс – М., Просвещение, 2005 |
24 |
|||
История Отечества |
73 |
Пузанов Б.П. История России 7 класс – М., Владос, 2003 2013 |
20 |
|
Пузанов Б.П. История России 8 класс – М., Просвещение, 2003 202 |
22 |
|||
Пузанов Б.П. История России 9 класс – М., Просвещение, 2003 2013 |
21 |
|||
Граждановедение |
55 |
Соколов Я.В. Граждановедение 5 класс – М., изд-во НВЦ « Гражданин» , 1998 |
8 |
|
Соколов Я.В. Граждановедение 6 класс – М., изд-во НВЦ « Гражданин» , 1998 |
8 |
|||
Соколов Я.В. Граждановедение 7 класс – М., изд-во НВЦ « Гражданин» , 1998 |
8 |
|||
Соколов Я.В. Граждановедение 8 класс – М., изд-во НВЦ « Гражданин» , 1998 |
8 |
|||
Соколов Я.В. Граждановедение 9 класс – М., изд-во НВЦ « Гражданин» , 1998 |
8 |
|||
Музыка |
65 |
- |
|
|
ИЗО |
65 |
- |
|
|
Физкультура |
73 |
- |
|
|
Трудовое обучение: |
|
Карпушина Г.Б. Технология 5 класс – М., Просвещение, 2006 2009 |
12\7
|
|
Швейное дело |
Карпушина Г.Б. Швейное дело 6 класс – М., Просвещение, 2006 2012 |
12\5 |
||
Мозговая Г.Г. Швейное дело 7 класс – М., Просвещение, 2006 2009 |
12\6 |
|||
Карпушина Г.Б. Швейное дело 8 класс – М., Просвещение, 2006 2012 |
12\7 |
|||
Столярное дело |
|
Журавлев Б.Н. Столярное дело 5 класс – М., Просвещение, 1993 |
10 |
|
Журавлев Б.Н. Столярное дело 6 класс – М., Просвещение, 1993 |
9 |
|||
Журавлев Б.Н. Столярное дело 7 класс – М., Просвещение, 1993 |
10 |
|||
Журавлев Б.Н. Столярное дело 8 класс – М., Просвещение, 1993 |
10 |
|||
СБО |
73 |
- |
|
|
Факультативные занятия |
73 |
- |
|
|
Логопедические занятия |
2065 |
- |
|
|
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
65 |
- |
|
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
10 – 12 классы
№ п/п |
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу |
Количество обучающихся, изучающих дисциплину |
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов |
Коли-чество |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Русский язык |
11 |
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку 5-9 классы. В 4-х частях – М., Просвещение, 2002 |
24 |
||
Чтение |
11 |
Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений – М., Просвещение, 2002 |
12 |
||
Коровина В.Я. Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений – М., Просвещение, 2002 |
12 |
||||
Экономический практикум |
11 |
Липсиц И.В. экономика Кн. 1 М., Вита- Пресс. 1998 |
8 |
||
История Отечества |
11 |
- |
|
|
|
Обществознание |
|
Соколов Я.В. Граждановедение 8 класс – М., НВЦ « Гражданин», 1998 |
8 |
||
Соколов Я.В. Граждановедение 9 класс – М., НВЦ « Гражданин», 1998 |
8 |
||||
Физкультура |
11 |
- |
|
|
|
Трудовое обучение: |
11 |
- |
|
||
Швейное дело |
|||||
Столярное дело |
11 |
Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11 классы – М., ВЛАДОС, 2004\2012 |
4 |
||
СБО |
11 |
Ермакова В.И. Основы кулинарии. 8-11 классы. Учебник для общеобразовательных школ. .М., Просвещение.1996. |
20 |
||
Школьный компонент: |
11
11 |
Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 7 класс – М., АСТ, 1997 |
27 |
||
ОБЖ |
|||||
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 8 – 11 класс – М., АСТ, 1997 |
27 |
||||
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 класс – М., Просвещение,1998 |
25 |
||||
Этика |
11 |
- |
|
||
1- |
Факультативные занятия : Элементы физики Элементы химии |
11
11 |
Жумаев В.В. Физика в твоей жизни М., ««Просвещение» , 2008 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Краткая характеристика организационно-педагогических условий реализации программы.
Учреждение осуществляет образовательный процесс , основываясь на федеральных, региональных документах, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом учебного плана , учебно- календарного графика учреждения, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная направленность обучения строится с учетом формы клинического состояния, структуры дефекта и направлена на выявление и использование потенциальных возможностей обучающегося, развитие его когнитивной деятельности и социальную адаптацию в общество и в обществе.
Срок обучения в учреждении по основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет 9-10 (11\12)лет. Учебный план составлен на пятидневную неделю для учащихся 1-5 классов и учащихся с умеренной умственной отсталостью и на шестидневную учебную неделю для учащихся 6-10(11) классов.
В 1 – 4 классах при освоении образовательных программ начального общего образования осуществляется психолого– медико – педагогическое изучение личности обучающегося; выявление его возможностей, индивидуальных особенностей; формирование навыков учебной деятельности, самостоятельности; работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в когнитивной, эмоционально-волевой сферах. Содержание программы базируется на Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 - 4 классы, под редакцией В.В. Воронковой М., «Просвещение», 2010 г;
В 5 – 9 классах обучающиеся получают основное общее образование по предметам учебного плана. Обучение имеет коррекционно-практическую направленность и соответствует психофизическим возможностям обучающихся. Образование имеет профильную направленность. На уроках технологии обучающиеся получают навыки самостоятельной работы по трудовым профилям. (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы, под редакцией В.В. Воронковой М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
В 10 – 11(12) классах обучающиеся получают основное общее образование по предметам учебного плана. Практика работы современной коррекционной школы VIII вида показывает, что при обязательном 9-летнем сроке обучения не все ее ученики могут успешно трудоустроится и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками, также немаловажным фактором стало то, что на протяжении 5-6 лет учреждения НПО сократили срок обучения ( 2 года) до 10 месяцев, что крайне недостаточно для выпускников после девятилетнего обучения. Углубленная трудовая подготовка дает возможность за 2(3) года возможность получить более глубокие профессиональные знания и умения, сократить сроки адаптации в учреждениях НПО, создает предпосылки для достижения большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни. Образование имеет профильную направленность. На уроках технологии обучающиеся получают навыки самостоятельной работы по трудовым профилям. Используется программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы, под редакцией В.В. Воронковой М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
Программно-методическое обеспечение по предметам, входящим в учебный план 10-11(12) классов составлено с использованием следующих сборников:
- Новая модель обучения в специальной ( коррекционной) школе VIII вида ( под редакцией А.М. Щербаковой )
- Программно-методическое обеспечение для учащихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальном ( коррекционном) образовательном учрежденииVIII вида.- М., 2004 г.
- Содержание программ адаптировано педагогами к возможностям учащихся.
В образовательной организации трудовая подготовка осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей и интересов обучающихся, исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. Начало профессионально - трудового обучения обучающихся начинается с 4 класса
Учебные нагрузки обучающихся определяются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Ежедневное количество, последовательность уроков, дополнительных занятий определяется расписанием, утвержденным руководителем учреждения.
В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся в учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Расписание и содержание коррекционных занятий определяется с учетом индивидуально – типологических особенностей и возможностей каждого обучающегося и обучающихся класса, с учетом расписания уроков.
Дополнительное образование обучающихся в учреждении организуется через работу кружков.
10. Система оценивания результатов освоения АООП.
Диагностика образовательного процесса:
1.Диагностика качества обученности и обучаемости по предметам, уровня воспитанности, коррекции и развития.
2.Диагностика речевого развития.
3.Диагностика познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
4. Диагностика профессиональных возможностей, намерений обучающихся по трудоустройству, готовности продолжить обучение в учреждениях НПО, к труду и самостоятельной жизни.
Система разных форм контроля и учета знаний обучающихся:
- Текущий контроль
- Промежуточный и итоговый контроль
- Административный контроль
- Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании 9, 10/11(12) класса. Обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают свидетельства об обучении.
Порядок проведения аттестации утверждается педагогическим советом согласно Положению «О порядке, периодичности и формах текущего контроля» и Положению «О промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» .